МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ 

БЕЛГОРОДСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

БЕЛГОРОДСКАЯ И СТАРООСКОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ

ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ МИТРОПОЛИТА        

БЕЛГОРОДСКОГО И СТАРООСКОЛЬСКОГО ИОАННА            

НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ С. НИКОЛЬСКОЕ

БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

История

Никольский храм - единственный в Белгородском районе сохранившийся после лихолетия гонений на церковь.

Первое богослужение. Земляной пол и отсутствие отопления.

Никольский храм в селе Никольское Белгородского района был возведен 239 лет назад. По одной из версий - богатым помещиком Николаем Хлоповым. Он дал обет: построить храм своему небесному покровителю, если его сын вернется живым после войны с турками. Молодой Хлопов остался цел и невредим. А обеты тогда православные люди выполняли в точности, не откладывая на неопределенный срок. Уже в 1775 году была возведена церковь. По другой версии, Никольский храм строили всем миром. В Николае Угоднике местные жители видели своего защитника от грабителей и разбойников. Последних же в близлежащих лесах было великое множество. Проходить, проезжать по дорогам становилось опасно. Людей "хлопали" за пятак, а уж о путешествующих богатых купцах панихиду можно было заказывать заранее. Вот и задумали построить храм, чтобы вместе со Святым Николаем вымолить у Бога избавление от разбойных нападений.

Молитва в новопостроенной церкви была не напрасной. О разбойниках, о лихих людях вскоре забыли, остались только холодящие кровь рассказы. Обе эти версии правдоподобны и возможно лишь дополняют друг друга. Это подтверждают и архивные документы.

К началу двадцатого века Никольский храм славился в округе своим многочисленным приходом (в 1908 году здесь насчитывалось 954 прихожанина) и звучным церковным колоколом. А к сороковым годам двадцатого столетия в Никольском храме было уже два хора. Запретили богослужение в селе Топлинка - и хор перешел в Никольское, пение на службах стало антифонное.

Во время Великой Отечественной войны богослужения в храме продолжались. Служил пожилой священник - отец Василий, который жил вместе с матушкой в колокольне храма (место его упокоения находится справа от алтаря храма). После смерти отца Василия храм был закрыт, его стали использовать как зернохранилище. Но ни икон со стен, ни иконостаса не тронули. Однако зернохранилище здесь было недолго. Однажды ночью сторож не на шутку испугался, когда на иконостасе сами собой зажглись лампадки. Зерно из святого места вскоре вывезли, в храме возобновились богослужения на несколько лет.

Восстановление рухнувшей части колокольни. Февраль 2000 г.

 

Октябрь 1999 г

Первые помощники после уборки территории храма. Октябрь 1999 г.

Во время хрущевских гонений церковь в Никольском окончательно закрыли. Местные власти приняли решение о ее разрушении. Старожилы рассказывают, что при снятии креста с колокольни, кощунник, снимавший крест, упал с высоты и разбился. Потом начали разрушать колокольню, но разрушить ее полностью не смогли. Полуразрушенной она оставалась до восстановления. В 1995 году храм был передан Русской Православной Церкви, настоятелем был назначен отец Леонид Рядинский, который и начал восстановление святыни.До 1999 года службы почти все время совершались в небольшом сарае, оборудованном под временный храм.

В октябре 1999 года настоятелем стал священник Сергий Клюйко. При активном участии Высокопреосвященного Иоанна архиепископа Белгородского и Старооскольского был создан попечительский совет. Возглавил его заместитель главы администрации области по социальной политике Дмитрий Васильевич Худаев. В течение года усилиями попечительского совета, благотворителей, прихожан Никольского храма, при активной помощи Сестричества милосердия Марфо-Мариинского женского монастыря. г. Белгорода храм был полностью восстановлен.

В воскресные и праздничные дни раздается звон колоколов над старинным русским селом. Людей на службах становится все больше и больше. В храме есть свои святыни - иконы с частичками мощей Марии Магдалины, Симеона Верхотурского, Мученика Трифона, Пантелеимона Исцелителя, Георгия Победоносца, архиепископа Луки Симферопольского и другие. Настоятель и его помощники заботятся о возрождении былого торжества православия на этой земле.

Про Кудеяра, Хлоповку и храм

Фёдор Шаляпин - Двенадцать разбойников

Жило двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр-атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных християн.

Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.

Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить,
Сам Кудеяр в монастырь ушёл
Богу и людям служить.
 Из книги «Исторического и географического путеводителя по Курской губернии от орловской границы до харьковской на 241 1/2 верст», составленной в 1837 году по распоряжению курского губернатора графа М.Н. Муравьева для будущего царя Александра II в качестве справочника по российской провинции:

Кудеяр - легендарный разбойник времён Ивана Грозного, предположительно орудовавший в Чернозёмном крае. О зарытых им несметных богатствах ходили легенды во всех южных и центральных губерниях России. С его именем связано название множества мелких географических пунктов на Руси (курганы, урочища, сёла, леса и овраги, и даже пещера). Исходя из описания путеводителя был он и в Белгородской земле, а точнее к Дубовской. Следуя за маршрутом путешественника из книги его глазами можно увидеть такую картину белгородских окрестностей 170-летней давности:

"До границы Харьковской губернии большая дорога идет все более вправо к юго-западу, и вы продолжаете путь свой по степной возвышенности, встречая вправо однодворческое село Красное, дачу, принадлежащую Курскому архиерейскому дому, Вознесенское и село Соломенное (в котором считается 100 душ). Отсюда на протяжении 35 верст простирается цепь 150 курганов… На 16 версте, за 12 курганами, расположенными от самой дороги на протяжении 6 верст, видна деревня Чаусовка (состоящая из 250 душ)… влево место, называемое Сторожи, потому что, по преданиям, 80 лет тому назад здесь находились пикеты для защиты от разбоев Кудеяра, обитавшего с огромною шайкою в этих местах и имевшего много сообщников, скрывавшихся в дремучих лесах. Около этого места крутые горы соединены в одну массу, изрытую глубокими оврагами, они многими вершинами возвышаются одна над другою на протяжении семи верст до Северского Донца, едва мелькающего и приметного меж ущелий гор… Окрестные селяне рассказывают, что несмотря на пикеты, здесь производились в давние времена беспрестанные смертоубийства, и шайки разбойников день ото дня увеличивались, так что начальство вынуждено было созвать многие тысячи поселян из Курской и соседних губерний для истребления шайки сей… вправо видна помещичья деревня Таврова, а за четырьмя же высокими курганами видны сельцы Таплинка и Бродок, далее, опустясь по крутой горе, проезжаете мимо пруда, на берегах которого стоит село Хлопово с каменною церковью и с домом в три этажа, окруженными со всех сторон красивыми рощами, садами и хлебопашными полями (в Таврове считается 120 душ, Таплинке - 198, Бродке - 86, Хлопове - 285), за ними на горах расположены в отдалении большой курган, деревня Недоступовка и слобода Нелидовка… "

До границы с Харьковской областью дорога раньше проходила по рейсу автобуса №111 (мимо сёл Таврово и Никольское, и далее на юго-запад) - и называлась Большая дорога из города Харькова; в наш век её не стало, поэтому появилась новая параллельная трасса - Москва-Симферополь, через Нехотеевку. Кстати, старая выездная дорога, соединявшая Белгород и Харьков, пролегала по харгоре рядом с совр. пр-том Ватутина мимо телевышки, шла по территории нынешнего Института культуры, и пересекалась с ул.Щорса в районе кольца на ул.Губкина. По правую сторону от той дороги можно было увидеть п.Красное, Архиерейскую рощу (раньше там была архиерейская усадьба с посёлком при ней), с.Пески (прежнее Михайловка и Вознесенское), с.Соломино (прежнее Соломенное), откуда начинались курганы-насыпи, коих в той местности выявлено было немало (сейчас большинство этих древних селищ уже застроено), виднелось с.Репное (прежнее Чаусовка). Слева же от дороги был и остался до нас лес, ранее называемый Сторожи, Муравская (Муромская) Яруга, а ныне просто п.Дубовое. Именно в него легенды поместили разбойного Кудеяра со своей ватагой грабителей. Это народное предание лишний раз доказывает, что в лесу действительно находились дозорные башни - сторожевые противокудеяровские посты, также разбойничать прочие лихие люди, кочующие во степях, вполне могли, вдобавок близость "Большой Дороги" и путников с обозами на ней располагала к этому. Храм в с.Никольское (прежнее Хлопово), о котором тоже указано в заметке автора-путешественника, по одной из версий был возведен в 1775 г. в защиту и помощь в избавлении от грабительских нападений, которых происходило великое множество в близлежащих лесах